Школьный реферат и основные требования к его написанию.
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускников интересующей его проблемы, её глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин "реферат " имеет латинские корни и в дословном переводе означает "докладываю, сообщаю”. Словари определяют его значение как ” краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы , результатов научного исследования: доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению.
1.Тема реферата и ее выбор.
Основные требования к этой части реферата:
-тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения,
- в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими ( например, по истории не следует допускать названия типа « Наполеон Бонапарт» или «Николай », по литературе – «Творчество А.С. Пушкина», по биологии – «Обитатели океанов», по географии «Природа Америки» и т.д.),
- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2.Требования к оформлению титульного листа.
Вверху указывается название учебного заведения, в центре – тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – город и год написания.
3.Оглавление.
- следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
4.Основные требования к введению.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиции ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы текста.
5.Требования к основной части реферата.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата – 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6.Требования к заключению.
Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2 - 3 страницы.
7.Основные требования к списку изученной литературы.
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
8.Основные требования к написанию реферата.
Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9.Процедура защиты реферата.
Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю – предметнику.
Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет выпускнику оценку после защиты реферата. Нет смысла во время защиты требовать от ученика полного пересказа основной части работы. В то же время превращение защиты реферата в «вечер вопросов и ответов» не дает школьнику возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 10 -15 минут мог рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Возможно сопровождение компьютерной презентацией).
Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.
10.Выставление оценки за экзамен.
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
- соблюдение формальных требований к реферату;
- грамотного раскрытия темы;
- умения четко рассказать о представленном реферате;
- способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.